пятница, 8 июня 2012 г.

Архитектура


Дом с травяным фасадом



green_dom_avstralia_дом_с_травянным_фасадом_зеленый_домС развитием городов и стремительным ростом человеческой популяции, возникает проблема сохранения природных зон. Вариантом частичного решения проблемы может стать строительство особых домов и других зданий, фасады которых будут покрыты растительностью.

Идея создания зеленых домов, в прямом смысле этого слова, будет признана многими. Благодаря зеленому фасаду, дом сливается с окружающей средой. Зеленые стены, белые лестницы и огромные окна с белыми рамами гармонично сочетаются между собой, а значит жить в таком доме будет в удовольствие. green_dom_avstralia_дом_с_травянным_фасадом_зеленый_дом
Кроме того, если вы обратили внимание, то окна и лестницы расположены не совсем обычно, хотя дизайн выглядит интересно всё же не ясно какова его функциональность. Скорее всего столь странный дизайн призван удивлять, нежели быть полезным. Однако по утверждению автора дома, горизонтально расположенные окна служат перилами, на случай если захочется открыть основное окно полностью. Автором современной архитектуры является Weichlbauer Ortis. Дом с травянистыми стенами находится в г. Фронлайтен (Frohnleiten) в Австрии.
green_dom_avstralia_дом_с_травянным_фасадом_зеленый_домgreen_dom_avstralia_дом_с_травянным_фасадом_зеленый_дом

Архитектура будущего становится реальностью



«Мост Моисея» может похвастаться не только необычной концепцией, но и материалами, из которых он создан. Модифицированная древесина, из которой сделан необычный мост, прошла ацетилирование и ряд других обработок, в результате чего срок ее службы увеличился до 50 лет, что делает ее, по словам создателей, «самой долговечной древесиной».
Недаром Ассоциация голландских архитекторов признала «Мост Моисея» лучшим строением 2011 года, а жюри конкурса Dutch Design Awards 2011 назвало эту идею гениальной.
В то время как в Голландии мосты строят ниже уровня воды, пешеходную тропинку в Эстонии подняли в воздух. Правда, ненадолго. Японский дизайнер и архитектор Тецуо Кондо в рамках фестиваля LIFT11 разработал для эстонского парка Kadrioru систему мостков, которые обвиваются вокруг стволов деревьев подобно вьюнкам. У вьющихся растений японец позаимствовал и другую особенность — удерживаться на весу за счет опоры на деревья, так как никаких других подпорок и столбов у необычной пешеходной тропинки нет.
«Это тропа, которая опирается на 300-летний лес, плывет через него. Я чувствую, что восприятие леса меняется, когда вы идете по этому пути. Мы больше не глядим на лес с земли, а приближаемся к листьям и ветвям через сучья. Это произведение архитектуры, которая существует для леса, как лес существует для архитектуры», - объяснил свою задумку Кондо.
Впрочем, это не первая необычная конструкция, разработанная креативным японцем. В прошлом году на Венецианской архитектурной биеннале он представил конструкцию Cloudscapes («Облачный ландшафт»), которая также представляла собой систему мостков. Ее необычность заключалась в том, что пространство в выставочном зале было заполнено тремя слоями воздуха: холодным сухим (температура 18°C, влажность 40%) в нижней части, горячим влажным (25°C, 100%) в середине и горячим сухим (37°C, 60%) наверху. Примерно схожие процессы происходят в атмосфере при образовании кучевых облаков, поэтому выставочный зал оказался заполненным белым туманом, а зрители смогли почувствовать себя путешествующими по небу.
Под водой мы уже побывали, между деревьев и облаков походили, настало время опуститься под землю вслед за мексиканскими архитекторами, придумавшими первый в мире подземный небоскреб, или, как его успели окрестить журналисты, «землескреб» (Earthscraper).
Создание этого 70-этажного «здания наоборот», также как и изобретение подводного моста, оказалось вынужденной мерой. Дело в том, что мексиканское законодательство запрещает строить высотные здания в историческом центре столицы, а площадей в городе уже сегодня катастрофически не хватает. Поэтому архитекторы решили пойти единственным доступным путем — под землю.
Предполагается, что необычное здание разместится под главной площадью Мехико — Сокало (57 600 м²). По предварительным расчетам авторов проекта, суммарный метраж подземного комплекса мог бы насчитывать 775 000 м².
Кроме того, архитекторы решили не просто построить подземное здание, но и разработали под это начинание обоснованную и очень интересную концепцию. По их словам, Мехико представляет собой несколько культурных слоев, наложенных друг на друга. Во-первых, это слой доколумбовой цивилизации ацтеков. Во-вторых, это сооружения и церкви конкистадоров, построенные на месте разрушенных индейских храмов. В-третьих, это современные здания, появившиеся здесь вместо колониальных построек.
Таким образом, клин «землескреба» пронзит не только толщу земли, но и время, а его посетители смогут совершить путешествие сквозь культурные слои из современного мира на самом верху до древнейших времен в «острие» здания. Учитывая культ предков и подземных богов, который практиковался древними цивилизациями в этих местах, строительство такого сооружения кажется просто необходимым для поддержания традиций и сохранения истории страны.
Впрочем, под землей, как выяснилось, можно строить не только небоскребы, но и целые парки. По крайней мере, подобный проект предложили архитекторы студии RAAD властям Нью-Йорка.
Правда, в этом случае рыть ничего не придется — под парк будет переоборудовано старое подземное трамвайное депо под Манхэттеном, которое было заброшено более 60 лет назад.
Площадь этого депо составляет около 6000 м², что, в общем, не так уж и мало для нью-йоркских парков. Напомним, что в этом мегаполисе только Центральный парк является самым крупным зеленым «пятном» на городской карте, а все остальные, скорее, напоминают сильно заросшие деревьями скверы.
Для создания подземного парка будут применены передовые технологии, так как без света зелень расти не может, а электрическое освещение, во-первых, слишком дорогое, а во-вторых, не даст необходимого количества энергии для роста растений. Поэтому для освещения парка будет применяться солнечный свет, который «доставят» под землю с помощью системы зеркал, оптоволоконных кабелей, линз, световых коробов и труб. Причем, по словам архитекторов, за основу будет взята система освещения древнеегипетских пирамид, только с применением новейших технологий. Это еще одно подтверждение тому, что все новое — хорошо забытое старое.
Стоит отметить, что в Нью-Йорке уже есть необычный парк, получивший название «висячих садов», расположенный на заброшенной железнодорожной эстакаде.
Однако в департаменте общественного транспорта, которому принадлежит депо, сразу заявили, что хотя идея подземного парка и хороша, но спонсировать ее они не будут. Что же, будем надеяться, что этот проект все-таки удастся реализовать, и он послужит вдохновением для новых смелых и необычных архитектурных решений.

СТРЕМЛЕНИЕ К НЕБУ

АРКОЛОГИЯ И ЕЕ КОНЦЕПЦИИ


Практически любое строительство сегодня  это насилие над окружающей средой, начиная со сноса зеленых насаждений и заканчивая подведением к зданию инженерных сетей и дорог, которое вынуждает строителей рыть канавы и закатывать в асфальт порядочный кусок земли в зоне работ. Неприятности для природы на этом не заканчиваются. Эксплуатация здания и его энергообеспечение тоже приводят к загрязнению и истощению ресурсов.
Вопрос от том, как обеспечить сосуществование городов с окружающей средой без нанесения ей критического ущерба, давно не дает ученым спать спокойно. В последние десятилетия профессионалами из различных областей промышленности активно предпринимаются в этой области всевозможные шаги. Одно из направлений в архитектуре, последователи которого стремятся к достижению баланса техничности и экологичности, именуется аркологией.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Концепт одного из аркологических проектов Паоло Солери.
Идеологическим отцом аркологии считается американский архитектор итальянского происхождения Паоло Солери. Принципы симбиоза городских построек и окружающей среды пытались вывести и до него, но впервые систематизировал имеющиеся данные, сформулировав основные постулаты, именно он в книге «Аркология: Град по образу и подобию человеческому».
Развивая идеи других архитекторов и ученых (а также фантастов), Солери выдвинул гипотезу о том, что одна из причин негативного влияния на природу — горизонтальный характер урбанизации. Города растут вширь, занимая все большую площадь, подминая под себя флору с фауной, и, по сути, уничтожают складывавшиеся миллионами лет экосистемы. Причем на этом неприятности не заканчиваются: урбанизированное пространство используется, как правило, нерационально, создавая массу других проблем, например, перегруженность транспортных систем в часы пик. Другой хорошо известный недостаток мегаполисов — промышленные зоны. Завод, сто лет назад располагавшийся на окраине, теперь оказывается практически в центре разросшегося города. Мало того, что производство портит воздух, так еще и территория, на которой оно располагается, может быть использована совершенно иначе — более рационально в изменившейся градостроительной ситуации.
Город будущего? Почему бы и нет. Только кому понравится жить в доме с дыркой?
Солери видит выход в создании сооружений, обладающих самодостаточной инфраструктурой, органично вписывающихся в ландшафт, использующих чистые источники энергии, в частности — солнечные батареи и энергию ветра. Немаловажный принцип аркологии заключается в максимально эффективном использовании земной поверхности и компактном расселении людей внутри здания. То есть если расти вширь для населенных пунктов проблематично, то остается лишь расти ввысь. Буквальным воплощением этого принципа стали проекты небоскребов, чья высота зашкаливает за несколько километров.
Подобные сооружения получили наименование гиперструктур (или мегаструктур и мегазданий). Гиперструктуры действительно позволяют решить массу проблем, которые связаны с растущим населением. На той же площади можно будет разместить в несколько раз больше жителей, чем при «горизонтальной» планировке. Многие транспортные линии уйдут внутрь гиперструктуры, что снимет проблему загрязнения выхлопными газами.
Помимо этого, гиперструктура также будет влиять и на образ жизни людей. Например, в случаях, если места жительства и работы будут располагаться в одном мегаздании. Отпадет необходимость преодолевать каждый день десятки километров, проводя два-три часа в пробках и давках, — потребуется всего лишь спускаться или подниматься на нужный этаж, тратя на путь «от двери до двери» минут пятнадцать. Появление свободного времени и отсутствие ежедневного стресса наверняка изменят жизнь к лучшему. Экономия энергии, уходящей на перемещение сотен тысяч людей, будет весьма значительной, что особенно актуально при опасности выработать невозобновляемые ресурсы.
Отец-основатель аркологии мыслит глобально и смотрит далеко в будущее нашей планеты. Он ярый противник образа жизни, навязываемого западной цивилизацией. По его мнению, аркология дает ответ, как достичь гармонии с природой и более эффективно использовать отведенное нам пространство. Она нечто большее, чем просто новый подход к строительству, — это путь развития, по которому может пойти цивилизация. Уменьшение энергетических потерь и выбросов ядовитых отходов, кардинальное изменение нашего образа жизни — аркология доказывает, что все это вполне достижимо.
Паоло Солери
Паоло Солери родился в Италии в 1919 году. Учился в туринском Polytechnico, где получил степень Ph.D. В 1950 году руководил проектированием керамической фабрики в Италии. Благодаря этой работе он стал лучше понимать искусство изготовления керамики, что впоследствии серьезно повлияло на стилистику разрабатываемых им объектов. В 1956-м он переехал в США на постоянное место жительства, где построил экспериментальный Дом Земли, а также разрабатывал проект Mesa City — города с населением в два миллиона человек, который занимает площадь, равную Манхеттену. Хотя планировка этого города все еще была в большей степени горизонтальной, Mesa City стал шагом на пути к формулировке основных положений аркологии.
После публикации в 1969 году книги «Аркология: Град по образу и подобию человеческому» жизнь Солери изменилась кардинально. Он полностью посвятил себя разработке и популяризации идей аркологии и строительству Arcosanti, который должен стать воплощением этого направления архитектуры.
Даже будучи в весьма почтенном возрасте, Солери продолжает вести активный образ жизни, проводя лекционные туры, научные исследования и семинары. В настоящее время он разрабатывает проекты в составе Японского комитета по исследованию мегазданий.
Подробнее о Паоло Солери и проекте Arcosanti можно узнать на сайтеarcosanti.org.

АРКОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

X-Seed 4000. Небоскребы, роботы, коммуникации... Посадочную площадку для «Тысячелетнего сокола» забыли.
Некоторые принципы аркологии, например, самодостаточность и замкнутость инфраструктуры, ныне воплощаются в крупных жилых и торгово-развлекательных комплексах. Их посетители могут провести целый день не выходя за пределы здания: пройтись по магазинам, сходить в кино и перекусить в кафе. В современных жилых комплексах человек фактически может, не снимая тапочек, пойти в спортзал, парикмахерскую или закупить продукты. Любое достаточно крупное офисное здание способно похвастаться высокой функциональностью: в нем присутствуют столовые, спортзалы и магазины.
Но это пока только первые шаги, не реализующие в полной мере большинство идей экологичного строительства. Даже детище Паоло Солери под названиемAcrosanti еще не воплощает всех аркологических принципов, разработанных его создателем. Среди проектов мегазданий можно выделить следующие несколько самых грандиозных.
Начнем с наиболее амбициозного в истории человечества архитектурного проекта — X-Seed 4000. Как можно догадаться из цифры 4000, высота здания составит 4 километра. Общая площадь этого в буквальном смысле дома-горы (контуры мегаструктуры очень сильно напоминают один из символов Японии — священную Фудзияму) составит двадцать шесть квадратных миль. По расчетам X-Seed 4000 сможет обеспечит места для проживания и работы населению от 500 тысяч до миллиона человек. Стоит отметить, что этот архитектурный проект никогда не представлялся его разработчиками чем-то, что может быть реализовано на практике. Проблема не в умопомрачительном бюджете такой стройки, который оценивается почти в триллион долларов, а в существующих ныне технологиях: они пока не позволяют осуществить столь грандиозную инженерную задумку. Архитекторы разработали ее в рамках пиар-компании их фирмы. По их словам, нужный эффект был достигнут.
The Shimizu TRY 2004. Пирамиды нового века, возможно, построят в заливе.
Следующий проект также был создан японскими специалистами и отличается не меньшим размахом. The Shimizu TRY 2004 — гигантская пирамида, которую планируется возвести над Токийским заливом. Мегаструктура высотой около двух километров станет домом для 750 тысяч жителей (для справки: население Токио ныне составляет 12 миллионов человек) и позволит решить проблему катастрофического дефицита земельных участков для застройки, которая остро стоит в Токио. Здание будет состоять из 55 пирамид меньшего размера, уложенных в восемь ярусов, общей площадью 88 квадратных километров. На первых четырех ярусах разместятся жилые помещения и офисы, с пятого по восьмой — исследовательские и торговые организации.
Знаменитый британский архитектор Норман Фостер стал лауреатом Императорской и Прицкеровской премий.
На счету одного из самых знаменитых архитекторов современности, пэра Великобритании Нормана Фостера, чьему авторству принадлежит архитектурный стиль «хай-тек», числится масса значимых проектов. Сейчас под его руководством активно развиваются два суперпроекта, отчасти воплощающих принципы аркологии. Между прочим, один из них планируется построить в Москве. «Хрустальный остров» — именно так будет назваться здание высотой почти в полкилометра с замкнутой инфраструктурой общей площадью около 1,2 млн квадратных метров, на которых будет проживать 30000 человек. В этом доме-городе разместятся торговые центры, кинотеатры, музей, гостиницы на несколько тысяч номеров и даже школа на пятьсот человек. Еще один интересный факт в копилку проекта: если здание все же будет построено, в нем разместится самый большой атриум в мире. Московские архитекторы относятся к разработке Фостера скептически, надо сказать, не без оснований. Разместить объект такого масштаба в центральной части старого города, чтобы он не разрушал сложившийся архитектурный стиль, — задача не из простых. Место, где собираются возводить этот чудо-остров, тоже пока не определено — предположительно это будет Нагатинская пойма.
Хрустальный остров в Нагатинской пойме — новый символ Москвы?
Другой аркологический проект Фостера — Millenium Tower — собираются реализовать в Токио. Здание предполагается разместить на искусственном острове в Токийском заливе на расстоянии нескольких километров от берега и оборудовать специальной высокоскоростной транспортной системой. Вагоны этого внутреннего метро вместят до 160 пассажиров и будут останавливаться через каждые тринадцать этажей 170-этажного сооружения, где дальше их повезут лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки. Для энергообеспечения здания планируется применять ветроэнергетические установки и солнечные панели, реализуя еще один важный аркологический принцип — использование экологически чистых источников энергии. В сооружении будет проживать до 60 тысяч человек.
Millenium Tower. Не линолеум, а миллениум!
По ту сторону Тихого Океана тоже не сидят сложа руки. В Сан-Франциско, где плотность населения не меньше, чем в японских мегаполисах, планируется возведение мегаструктуры. Проект Ultima Tower представляет собой пятисотэтажное конусообразное здание высотой около четырех километров и общей площадью пятьдесят три квадратных мили. Так же, как и Millenium Tower, дом-миллионник будет обеспечиваться энергией за счет возобновляемых источников. Кроме упоминавшихся ветряков и солнечных панелей, будет применена особая технология, использующая разницу в давлении воздуха на вершине и у основания башни.
Ultima Tower в сравнении с существующими небоскребами.
В разработке находятся и другие проекты, предусматривающие возведение многоэтажных суперзданий. Причины, по которым большинство из них не реализуются, относятся не только к техническим. В конце концов, высотное строительство — явление массовое и давно уже не новое: небоскребы строили в США еще в позапрошлом веке. Жилые и офисные сооружения высотой 150-200 метров строят уже и в столицах СНГ, не говоря уже о других странах. Не последнюю роль играет сумма необходимых финансовых вложений и проблемы юридического характера. Потратить несколько сотен миллиардов долларов, которые будут окупаться не один десяток лет, могут позволить себе разве что очень крупные транснациональные корпорации или правительства крупных государств. Собственником здания обычно считается застройщик, инвестор — тот, кто вложил деньги в строительство. Если речь идет о «скромном» небоскребе в 40-50 этажей, все правовые нюансы уже известны. А что делать, когда дело касается мегаструктуры с населением в полмиллиона человек, полностью обеспечивающей себя всем необходимым? Кем станет владелец здания для людей, редко покидающих его пределы? На ум приходят разве что города-государства средневековья, в пределах которых законы частенько отличались от тех, что царили за каменными стенами.
Вследствие этих и многих других факторов аркологические мегаструктуры пока остаются лишь в планах на будущее, футурологических прогнозах, а также фантастических произведениях.
Паоло Солери: «Господа, хватит уже прозябать в этих стоэтажных избушках!»

* * *

Есть определенный стереотип того, каким должен быть город будущего: перенаселенный мегаполис с небоскребами, подпирающими затянутое смогом небо, десятками тысяч людей и машин, снующих по переполненным улицам, где почти нет зелени — только камень, металл и стекло. Все это — гипертрофированный образ городов, в которых мы будем жить, если продолжим осваивать окружающее пространство нынешними темпами.
Взгляд из прошлого на город будущего.
Аркология предлагает не только новые архитектурные решения для градостроителей, но и совершенно новый образ жизни. Кто знает, быть может, именно в ней сокрыты решения тех проблем, которые давно стоят перед нашей цивилизацией, идущей по пути технологического развития и борьбы с природой за новые жизненные пространства.

Зоопарк ECO-CLIF-небоскреб для животных

zoopark_animal_bird_архитектура_будущегоАРхитетура будущего постоянно пополняется новыми проектами, предназначенными как для людей так и для животных. Так, группой дизайнеров предложен интересныйархитектурный проект ECO-CLIFF, представляющий из себя высотное строение для гнездования тысяч перелетных птиц, а так же для обитания различных видов животных.
Строение будет являться неким подобием зоопарка со смотровыми площадками для людей. Архитектурный проект предназначен для участия в конкурсе Buenos Aires Vertical Zoo Competition.
zoopark_animal_bird_архитектура_будущего














Башня ECO-CLIFF будет дополнительной скалой и не будет отличаться от естественной среды обитания птиц и животных. Небоскреб, благодаря особой конструкции и используемым для строительства материалам будет иметь рельеф настоящих скал, внутрь башни будет попадать достаточное количество естественного света, дождевой воды и воздуха. Здание ECO-CLIFF будет покрыто растительностью, где постепенно сформируется благоприятный для жизни животных и птиц микроклимат.

Вот так видится архитектура будущего.
zoopark_animal_bird_архитектура_будущего


Комментариев нет:

Отправить комментарий